А сейчас я расскажу тебе о необычной коллекции, собранной советскими тренерами,, любителями и знатоками борьбы.
Борьбу любят и уважают все народы нашей Родины.
Национальными видами борьбы занимаются юноши и взрослые мужчины всюду — в колхозных селах Российской Федерации, в кишлаках среднеазиатских республик, в аулах и горных селениях Кавказа и Закавказья. У каждого народа борьба ведется по своим особым правилам.
В русских деревнях борются в обхват, в Татарии, Башкирии, в Средней Азии распространена борьба на поясах, Грузия и Азербайджан. славятся борцами, умело применяющими подножку и подсечку.
Перенесемся мысленно в далекое селение Азербайджана. В праздничный день здесь нередко можно видеть такое зрелище: приплясывая в такт музыке, борцы ходят по кругу. Но вот началась схватка. Каждый из борющихся старается ухватить противника за шаровары и, подняв его в воздух, бросить через бедро. Победа будет присуждена тому из борцов, который заставит соперника коснуться ковра коленями. В старину у знаменитых борцов-пехлеванов на коленях к шароварам были пришиты кусочки зеркала. Если зеркало оказывалось разбитым, то борец считался побежденным.
Заглянем в другую республику—в Казахстан. Здесь широко распространена борьба казахша-курес. Есть у нее и другое название: куян-култук. В буквальном переводе это значит «за пояски».
Состязания по казахша-курес привлекают многочисленных зрителей. По старинному обычаю они рассаживаются посреди площади на корточках. В круг деловито и степенно входят судьи соревнования — это самые уважаемые люди селения. Они хорошо знают и чтут церемониал народных празднеств и спортивных состязаний своего народа.
Вот выходит первая пара борцов. У каждого из них правая рука высвобождена из рукава, а торс туго перетянут широким матерчатым поясом.
— Бер, еке, уш! (раз, два, три) — подает команду один из судей. Борцы сходятся, пожимают друг другу руку.
Сначала борцы приглядываются, выискивают слабые стороны противника. Но вот один из них бросается на другого, хватает его за пояс и рывком перебрасывает через плечо. Но тот, сразу же вскочив на ноги, подножкой сбивает нападавшего на землю.
ножку, перебрасывать противника через бедро, через плечо, но при этом судьи зорко следят, чтобы не было захвата головы. Борьба должна вестись только на поясах. Победит тот, кто положит противника на лопатки и перешагнет через него.
Раньше время схватки не ограничивалось. Отдохнув, борцы сходились вновь. Поединок знаменитых борцов аула иной раз продолжался целый день— до победы.
Теперь время схватки ограничено, — судьи стоят с часами в руках. Десять минут отведено каждой паре. В эти десять минут сумей доказать, что ты сильнее и выносливее своего противника, ловкостью и умением' превосходишь его.
В Армении ты увидишь другой вид народной борьбы— чох. Бдрцы, выступающие в коротких куртках с поясами, перед началом схватки исполняют танец, являющийся своеобразной разминкой.
Правила борьбы чох разрешают проводить самые различные приемы — подножку, зацеп и обвив ноги. Не разрешаетсятолько захватывать ногу противника руками. Чистая победа присуждается тому из силачей, кто, стоя, сумеет бросить противника на лопатки.
Тренеры и знатоки борьбы подробно описали приемы и ритуал различных видов национальной борьбы. Они внимательно изучали и систематизировали приемы борьбы, так же как ученые систематизируют коллекции растений и минералов. Поверь, собирать и изучать живые, полные движения и энергии приемы борьбы оказалось не менее интересным делом, чем исследовать и коллекционировать камни и растения!
Но не из праздного любопытства ученые и тренеры собирали свою драгоценную коллекцию. Этим они обогащали арсенал приемов советских мастеров классической и вольной борьбы. Кроме того, они задумали создать новый вид спортивной борьбы, в которой, по их замыслу, должно было воплотиться все самое ценное, что было внесено в спорт народами нашей страны.
На основе изучения и систематизации многих тысяч приемов национальной борьбы родилось самбо.
Борьбу любят и уважают все народы нашей Родины.
Национальными видами борьбы занимаются юноши и взрослые мужчины всюду — в колхозных селах Российской Федерации, в кишлаках среднеазиатских республик, в аулах и горных селениях Кавказа и Закавказья. У каждого народа борьба ведется по своим особым правилам.
В русских деревнях борются в обхват, в Татарии, Башкирии, в Средней Азии распространена борьба на поясах, Грузия и Азербайджан. славятся борцами, умело применяющими подножку и подсечку.
Перенесемся мысленно в далекое селение Азербайджана. В праздничный день здесь нередко можно видеть такое зрелище: приплясывая в такт музыке, борцы ходят по кругу. Но вот началась схватка. Каждый из борющихся старается ухватить противника за шаровары и, подняв его в воздух, бросить через бедро. Победа будет присуждена тому из борцов, который заставит соперника коснуться ковра коленями. В старину у знаменитых борцов-пехлеванов на коленях к шароварам были пришиты кусочки зеркала. Если зеркало оказывалось разбитым, то борец считался побежденным.
Заглянем в другую республику—в Казахстан. Здесь широко распространена борьба казахша-курес. Есть у нее и другое название: куян-култук. В буквальном переводе это значит «за пояски».
Состязания по казахша-курес привлекают многочисленных зрителей. По старинному обычаю они рассаживаются посреди площади на корточках. В круг деловито и степенно входят судьи соревнования — это самые уважаемые люди селения. Они хорошо знают и чтут церемониал народных празднеств и спортивных состязаний своего народа.
Вот выходит первая пара борцов. У каждого из них правая рука высвобождена из рукава, а торс туго перетянут широким матерчатым поясом.
— Бер, еке, уш! (раз, два, три) — подает команду один из судей. Борцы сходятся, пожимают друг другу руку.
Сначала борцы приглядываются, выискивают слабые стороны противника. Но вот один из них бросается на другого, хватает его за пояс и рывком перебрасывает через плечо. Но тот, сразу же вскочив на ноги, подножкой сбивает нападавшего на землю.
ножку, перебрасывать противника через бедро, через плечо, но при этом судьи зорко следят, чтобы не было захвата головы. Борьба должна вестись только на поясах. Победит тот, кто положит противника на лопатки и перешагнет через него.
Раньше время схватки не ограничивалось. Отдохнув, борцы сходились вновь. Поединок знаменитых борцов аула иной раз продолжался целый день— до победы.
Теперь время схватки ограничено, — судьи стоят с часами в руках. Десять минут отведено каждой паре. В эти десять минут сумей доказать, что ты сильнее и выносливее своего противника, ловкостью и умением' превосходишь его.
В Армении ты увидишь другой вид народной борьбы— чох. Бдрцы, выступающие в коротких куртках с поясами, перед началом схватки исполняют танец, являющийся своеобразной разминкой.
Правила борьбы чох разрешают проводить самые различные приемы — подножку, зацеп и обвив ноги. Не разрешаетсятолько захватывать ногу противника руками. Чистая победа присуждается тому из силачей, кто, стоя, сумеет бросить противника на лопатки.
Тренеры и знатоки борьбы подробно описали приемы и ритуал различных видов национальной борьбы. Они внимательно изучали и систематизировали приемы борьбы, так же как ученые систематизируют коллекции растений и минералов. Поверь, собирать и изучать живые, полные движения и энергии приемы борьбы оказалось не менее интересным делом, чем исследовать и коллекционировать камни и растения!
Но не из праздного любопытства ученые и тренеры собирали свою драгоценную коллекцию. Этим они обогащали арсенал приемов советских мастеров классической и вольной борьбы. Кроме того, они задумали создать новый вид спортивной борьбы, в которой, по их замыслу, должно было воплотиться все самое ценное, что было внесено в спорт народами нашей страны.
На основе изучения и систематизации многих тысяч приемов национальной борьбы родилось самбо.